Путеводитель по Черноморскому побережью и горной Кубани В поселке Лазаревское |
|||
После многочисленных петель , спусков и подъемов , автодорога M27 распрямляется и плавно спускается в поселок Лазаревское , к долине реки Псезуапсе . Именно здесь начинаются русские субтропики - заметно меняется растительность вокруг , в Лазаревском впервые встречаются растущие на улицах пальмы ... Особенно заметна разница в климате зимой - если в Туапсе частенько на улицах лежит снег , то в Лазаревском и южнее он если и выпадает раз-два за зиму , то больше часа на улицах не держится . Лазаревское cегодня - это довольно большой и бурно строящийся курортный поселок . Горы слева от дороги немного отступают , словно освобождая место для многочисленных коттеджей , любых форм и размеров , справа тянется насыпь железной дороги , за которой - отличные пляжи . Пляжи в Лазаревском одни из самых лучших на побережье . Галечные , шириной до 40 метров , а длиной - насколько хватает глаз , - несколько километров ! Здесь всегда можно найти берег по душе . Есть центральный ( городской ) пляж рядом с набережной , где расположены, многочисленные кафе и ресторанчики с весьма разной кухней и ценами . Здесь же , на центральном пляже доступны любые виды активного отдыха на воде . Довольно любопытен пляж пансионата Гренада , по сосседству с судоверфью - тут днем и ночью бурлит молодежь - прямо на пляже устроена дискотека . А если захотим уединения , в Лазаревском всегда можно отойти или отъехать от перенаселенного центрального пляжа . Например , к пляжу санатория "Янтарь" или в противоположную сторону , к пляжу санатория "Лазаревское" и дальше , к поселку Солоники . А мы , тем временем , пресекаем по мостику едва заметную речку Свирку ( Свирь , Свирская щель ) , в верховьях которой нас ждет много интересного . Едем дальше двигаясь по главной дороге Лазаревского - улице Лазарева , слева от дороги , немного не доезжая железнодорожного вокзала , расположился небольшой аквапарк санатория "Морская звезда" . Еще через пару минут мелькает над головой пешеходный мостик над дорогой и белоснежное здание вокзала . Здесь , на платформе , местная достопримечательность и яблоко раздора - бюст основателю поселка - М.П.Лазареву , впервые установленный тут в 1954 г . Дело все в том ,, что коренные (но немногочисленные ) жители этих мест адыги-шапсуги считают его жестоким гонителем народов Кавказа , обвиняя командующего русской эскадрой Лазарева в геноциде коренных племен шапсугов и убыхов во времена Кавказской войны , 170 лет назад . Русские же , напротив , считают Лазарева основателем поселка , талантливым флотоводцем , присоединявшим новые земли к России . Истина , как всегда где-то посередине, и время еще разберется кто прав , а пока , это противостояние выливается в отношении к памятнику . Несчастный бюст несколько раз воровали , затем восстанавливали , даже привязывали металлическим тросом к отходящему от станции поезду , но затем снова водружали на место , предлагали отправить его на родину адмирала , в город Владимир ... Такая вот история . А мы едем дальше , автомобильная и железная дороги здесь несколько удаляются от берега моря , справа от нас популярные курортные места , плотно застроенные частными котеджами . Затем проезжаем еще один пешеходный мостик над дорогой , и перекресток с улицей Калараш , в качестве ориентира - на этом перекрестке установлен единственный в поселке светофор . Если повернем здесь направо и проедем буквально 200 метров в сторону моря , то , слева от дороги , рядом с местной больницей можно посмотреть старинную пушку с одного из кораблей русской эскадры , остатки форта Лазарева , немого свидетеля и участника Кавказской войны . Рядом - памятник декабристу А.И.Одоевскому , отбывавшему ссылку в форте Лазарева и здесь же умершему от малярии в 1839 году . Любопытно, что в эти места , куда сейчас едут «подлечиться на курорт » и где , наряду с Москвой , самая дорогая недвижимость в стране , в 19 веке оказывается ссылали в наказание «на катрогу». Если вернемся к нашему перекрестку со светофором и продолжим наш путь дальше по шоссе ( улице Лазарева ) , в сторону Сочи . То ,буквально через пару минут въезжаем на мост через реку Псезуапсе .Рядом с автомобильным мостом - еще один мостик - ныне пешеходный , а раньше , до 1960-хх гг - старый автомобильный переход через Псезуапсе .Сделаем небольшую остановку перед мостом , полюбуемся панорамой поселка и широкой долиной реки , сбегающей с далеких гор . Отсюда можем прогуляться немного вверх по реке . За АЗС направляемся в сторону реки , оставляя позади аквапарк "Наутилус" с его причудливыми разноцветными горками , идем дальше по дамбе на правом берегу реки . Русло реки уходит от дамбы к противоположному высокому левому берегу , а cлева от нас широкая равнина , активно застраиваемая частными домами и мини-гостиницами . Во времена Великой Отечественной войны на этом поле распологался военный аэродром , о чем напоминают улицы поселка названные именами воевавших тут летчиков : Павлов , Калараш ... Спуститмся с дамбы и пройдем по камням сухого русла до реки . В высоком и скалистом левом берегу , напротив бывшего аэродрома можно увидеть пару рукотворных пещер-бомбоубежищ , соединенных ходами сообщения - еще одно напоминание о войне в невоевавшем поселке . Река подходит прямо под живописные высокие скалы , образуя удобные места для купания . Летом здесь любимые места отдыха около прохладной и чистейшей воды Псезуапсе (кстати , в переводе с адыгейского Псезуапсе и означает - Чистая вода ). Если пойдем дальше по дамбе , вверх по реке , минут через 20 подойдем к причудливым беседкам кафе " Амшенский двор ". Затем , оставляем позади сооружения водозабора , первый подвесной мостик через Псезуапсе , и идем по тропинке вдоль лесистого берега реки .(По состоянию на осень 2005 г дамба в районе водозабора сильно размыта в паре мест - придется обойти разрушенный участок по руслу реки ) Пересекаем сначала нитку газопровода , затем провода ЛЭП . Метров через 300 после ЛЭП очередной подвесной мостик через реку - на другом берегу реки показались домики поселка Алексеевка .Если прейдем по мостику реку , то в Алексеевке , рядом с автодромом , можем посмотреть дольмен , правда , находится он на частной территории , в фундучном саду , и сильно зарос буйной растительностью . И , если eсли уж мы заговорили о дольменах , можем вскарабкаться на горный хребет над Алексеевкой богатый этитм древними сооружениями , на левом берегу Псезуапсе , и пойти дальше к поселку Солоники - это будет очень интересная прогулка минимум на целый летний световой день ... Если же пройдем еще полкилометра вверх по правому берегу реки , увидим , слева от тропы , огромный камень . Мы около ущелья Садохина c одноименным ручьем - правым притоком Псезуапсе . На ручье - большой каскад из четырех водопадов . Все они в отдельности небольшие по высоте , но вместе смотрятся , как огромная каменная лестница , по ступенькам которой струится чистейшая горная вода . Выше по течению ручья водопадов еще больше , но подняться до них в лоб без снаряжения невозможно - слишком уж крутые склоны каньона . Местные жители называют это чудо природы водопадами Света или Купель . В жаркие дни корыта с прохладной водой в живописном местечке у водопадов - отличное и немноголюдное место для купания . Вдоволь нагулявшись вдоль живописной шумной реки , можем вернуться обратно в поселок , к автомобильному мосту через Псезуапсе и отправиться на нашем авто дальше , в сторону Сочи . Итак Сразу после автомобильного моста через Псезуапсе - развилка , - основное шоссе идет прямо , вдоль берега моря в сторону Сочи , а налево сразу круто-вверх забирается живописное Марьинское шоссе к аулу Тхагапш и дальше к поселку Марьино .. |
Окрестности поселка Лазаревское |
Знаете ли вы ? |
Черноморское побрежье Кавказа ( от устья реки Кубани до форта Св.Николая, расположенного южнее Поти ) Отошло к России после поражения Турции , и заключенному в 1829 году Андрианапольскому мирному договору . Это формально . Фактически же России пришлось силой покорять местные племена черкесов и абхазов , высаживая десанты и строя военные укрепления по всему побережью . Форт Лазаревский был основан 7 июля 1839г .В сети и популяной литературе встречается масса версий этого события : И переговоры Лазарева со старейшинами адыгского племени шапсугов - русские солдаты сошли на берег без единого оружейного выстрела ."
Или тоже самое но уже с деталями :
В устье Псезуапсе на мысе был высажен десант (при луне, в 4 часа ). Перед утром адмиралу доложили о прибытии послов со старейшинами аулов.
Лазарев принял их с почестями . Договорились о совместном противодействии нашествиям с моря .
Утром адмирал Лазарев в сопровождении офицеров обошел низкий мыс, осмотрел заросшие дубами и вьющимися лианами склоны гор и приказал строить форт. Началась выгрузка крымского ракушечника, привезенного на судах. Стены крепости возводились в 2,5 (около 5,3 м) сажени в высоту. Позже крепость была названа Лазаревской ." даже так : "Лазарев со своей эскадрой зашел в устье Псезуапсе и поднялся(с эскадрой)на несколько километров вверх по реке".Не будем комментировать всю эту ерунду . Как же все было на на самом деле ?:
Эскадра под командованием C.П. Хрущева отправилась из Севастоаполя к укреплению в устье реки Субаши ( нынешняя Головинка ) , где к тому времени уже существовало русское укрепление , чтобы взять там десант ( пехоту ) под командованием Н.Н.Раевского , вооружение , провиант , и отправилась к устью Псезуапсе ... :РАПОРТ С. П. ХРУЩЕВА М. П. ЛАЗАРЕВУ ОБ ОТПРАВЛЕНИИ ЭСКАДРЫ СУДОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА С СЕВАСТОПОЛЬСКОГО РЕЙДА ДЛЯ ВЫСАДКИ ДЕСАНТА В УСТЬЕ РЕКИ ПСЕЗУАПЕ 24 июня 1839 г. Вследствие предписания в. пр-ва от 7-го сего месяца № 10240 * с вверенною мне эскадрою, состоящей из кораблей: «Иоанн Златоуст», «Императрица Екатерина II », «Память Евстафия», «Адрианополь», «Султан Махмуд» и «Силистрия», фрегатов «Тенедос», Браилов» и брига «Меркурий» для принятия из укрепления при реке Субаши действующего отряда сухопутных войск, под командою геннерал-лейтенанта Раевского состоящего, и высадки оного у устья реки Псезуапе сего числа с Севастопольского рейда в море отправился. О чем в. пр-ву с предоставлением строевого рапорта донести честь имею, докладывая, что об отправлении эскадры вместе с сим всеподданнейше донесено государю императору и г. начальнику Главного морского штаба е. и. в. Контр-адмирал Хрущев ИЗ ЖУРНАЛА Н. Н. РАЕВСКОГО О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ОТРЯДА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК И ЭСКАДРЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ПРИ ВЫСАДКЕ ДЕСАНТА В УСТЬЕ РЕКИ ПСЕЗУАПЕ 29 июня — 7 июля 1839 г.] ...29 июня я возвратился в отряд. В этот день и 30-го производились крепостные работы. Вечером 30-го числа показалась эскадра Черноморского флота для перевозки отряда на Псезуапе. Крепость была совершенно окончена и вооружена , но оборонительные линии , соединяющие оную с прибрежным блокгаузом, не были еще приведены к окончанию. Построение форта представило большие затруднения... Кроме того, проливные дожди весьма препятствовали j работе. Я дал знать командующему эскадрой г. контр-адмиралу Хрущеву, что не могу ранее приступить к амбаркации, как через 2 дня. Эскадра удалилась в море. Горцы, видя приближение флота, начали сбираться и вели перестрелку с передовыми цепями. ...Вечером (3 июля) эскадра опять показалась пред Субаши, но не дошла до якорного места по причине штиля и сильного течения. Ночью на 4-е число сделался сильный с моря ветер. Эскадра вынуждена была удалиться. Между тем, в эти три дня с необыкновенной деятельностью и распорядительностью капитан-лейтенант Панфилов погрузил все тяжести на военные транспорты и зафрахтованные суда . 5 июля вечером эскадра бросила якорь. Сделан расчет по кораблям и все распоряжения для высадки на Псезуапе. Бой вечерней зори был сигналом для отступления войск и зажжения засек. На ближайшей горе поставлен 4-й батальон Тенгинского полка для прикрытия амбаркации ; прочие же войска отряда собрались на морском берегу и между оборонительными линиями . 6 июля. С рассветом началась амбаркация. Ею распоряжались дежурный штаб-офицер по морской части капитан-лейтенант Панфилов и капитан-лейтенант Кокараки. В 8 часов утра сделался прибой, постепенно усиливаясь, он затруднял амбаркацию; в полдень она прекращена. Должно отдать справедливость соревнованию и навыку морских и сухопутных войск. Прибой разломал все временные пристани, многие гребные суда повреждены. Несмотря на то, в два часа пополудни амбаркация возобновлена. По неимению пристаней солдаты шли водою к гребным судам, набегавшие валы покрывали их совершенно, но, пользуясь отливом вала, моряки вытаскивали солдат на гребные суда. Нагрузка артиллерии представила чрезвычайные затруднения. При всем том вся амбаркация кончена к 8 часам вечера без всякого несчастья. Должно приписать полный успех сей трудной нагрузки, распорядительности, отличному усердию и неутомимости капитан-лейтенантов Панфилова и Кокараки, распоряжавшихся оной. Во время нагрузки приезжали в лагерь горцы . Сборище прислало их спросить, где мы намерены делать десант, им объявили, что на Псезуапе, и предложено осмотреть крепость во всей подробности . Ночью подул ветерок с берега, эскадра снялась с якоря и в 8 часов утра 7 июля была уже против реки Псезуапе.. Долина Псезуапе оканчивается низменным мысом; в исходящей его части находится устье реки. Контр-адмирал Хрущев с обыкновенной его решимостью бросил якорь в 150 саж. от берега на буйки, заранее расположенные. Вместе с эскадрой прибыли суда с частью строений для предполагаемого форта и по примерной распорядительности капитан-лейтенанта Панфилова двухмесячное продовольствие для отряда , взятое из прибрежных укреплений. Линия кораблей составила входящий угол вокруг мыса, для удобнейшего обстреливания места высадки . Спустили гребные суда и стали сажать на них первый рейс. Все гребные суда находились под командой капитана 1 ранга Григорьева. В помощь ему правым флангом линий командовал капитан 2 ранга Вульф, а левым — капитан-лейтенант Панфилов. Нагрузка шла с быстротой и порядком, которых можно ожидать было бы от распорядительности и усердия отличных штаб-офицеров, ею заведывавших . Я воспользовался этим временем, чтобы объехать на пароходе «Колхида» со всеми частными начальниками место высадки и решить направление войск. Генерал-майору Коцебу нельзя было уехать в самую минуту десанта; я предложил ему в нем участвовать и поручил начальство над авангардом.Линия расположения кораблей убеждала горцев, что мы пристанем к обширной равнине правого берега. Я имел прежде мысль, но ближайший обзор показал затруднение высадки в месте. Генерал-майор Коцебу поддержал мнение высадиться на левом берегу реки и , дождавшись там всех войск и артиллерии, перейти на правый. Я согласился с сим мнением, оправданным полным успехом, местность была выгоднее, и неприятель, собравшийся на противоположной стороне, был в совершенной невозможнс ти препятствовать десанту . Перейти на левый берег горцы не иначе как под огнем эскадры. Решив направление каждой части, мы возвратились на флагмайский корабль «Силистрия». Неприятель еще более оставался в заблуждении о месте высадки, потому что по первому распоряжению гребные суда были выстроены левее реки Псезуапе . Решено было, что гребные суда с места немедленно примут вправо, способствовал поднявшийся от NW ветер, и по мере того, как гребные суда исполняли сие движение, очистя сим пространство перед левым флангом кораблей, сии последние откроют огонь; но до того времени решено было поставить при самом устье реки впереди линии гребных судов под командой мичмана Десятова тендер «Часовой», который имеет углубление ахтерштевня только 7 фут. и четыре азовские ладьи под командой войскового старшины Дьяченко. ...Когда гребные суда с войсками выстроились в назначенных местах, по сигналу: «начать бой» эскадра открыла свой ужасный огонь и продолжала его четверть часа . Горцы скрылись в ближайших оврагах. Потом гребные суда двинулись усиленной греблей вправо, принимая к левому берегу реки Псезуапе. Тендер-бот «Часовой» и 4 азовские ладьи стали пред самым устьем на полуружейный выстрел и картечью препятствовали переходу горцев на левый берег . Но ветер уже развел волнение, и первый рейс пристал к берегу в бурунах . Войска выстроились без замешательства по разноцветным флагам, заранее приготовленным. 'Генерал-майор Коцебу немедленно двинулся вперед с авангардом и, заняв лес, прикрыл выгрузку артиллерии. Правое и левое прикрытия заняли свои места. Когда все орудия первого рейса и команда, назначенная для возки их, были выгружены, генерал-майор Коцебу двинулся к горе, возвышающейся над низменным местом высадки. ...Между тем, ветер и волнение весьма усилились, прибой с ревом разбивался о берег; суда едва могли выгребать: их сносило ветром и сбивало волнением. В сию критическую минуту контр-адмирал Хрущев усугубил старания к высадке второго рейса, казавшейся едва возможной. Все моряки единодушно ему содействовали. Гребные суда едва могли держаться у бортов кораблей; флотские офицеры ловили мгновения, когда нагрузка была возможна, гребные суда едва поднимали половинное число людей. Особенно затруднительна была доставка остальной артиллерии второго рейса; - принуждены были употреблять пароходы для буксирования барказов с орудиями. Не менее препятствий представила выгрузка среди бурунов ужасного прибоя. Тут еще раз оказали важную услугу начальники гребных судов капитан 1 ранга Григорьев, капитан 2 ранга Вульф и капитан-лейтенант Панфилов. Гребные c уда, почти заливаемые волнами, были значительно повреждены. Не говоря уже о гг. морских офицерах, я долгом считаю свидетельствовать пред начальством о примерной расторопности, усердии и отважности каждого из матросов. В обыкновенное время между выгрузкой первого и второго рейсов проходит полтора часа; здесь прошло более четырех до совершенной выгрузки артиллерии второго рейса. Без нее отряд не мог ничего предпринимать, потому что по сделанному предположению следовало покинуть место десанта для занятия правого берега Псезуапе. Едва вышедший сводный морской батальон под командой капитана 2 ранга Метлина тотчас же был направлен к авангарду, не ожидая выгрузки прочих войск второго рейса. До прибытия второго рейса войска первого, составлявшие 2500 человек, вынуждены были долгое время занимать огромное пространство. Сие неблагоприятное обстоятельство обратилось в нашу пользу; оно привело горцев в недоумение. Половина из них, полагая, что мы останемся на левом берегу Псезуапе, потянулись туда большим обходом, дабы избежать огня, продолжавшегося с левого фланга линии кораблей. Генерал-майор Коцебу, подкрепленный сводным морским батальоном, занял вершину горы после небольшой перестрелки. Это движение довершило заблуждение горцев; видя наши войска на вершине горы, остальная часть неприятеля, бывшая на правом берегу, уверилась, что мы расположимся там, где высадились. Толпы горцев стремглав спешили тем же обходом за реку и к горе, нами занятой. Генерал-майор Коцебу, поставив два горных единорога на уступ горы, заставил неприятеля делать еще больший обход. Горцы бежали на гору, оставив правый берег долины. Уже толпы их, изнуренные жаром и усталостью, были посредине покатости, когда генерал-майор Коцебу вдруг отступил обратно к уступу, который занимал прежде. Горцы, не понимая этого движения, влезли на вершину горы и не нашли там никого. В это самое время генерал-майор Ольшевский со сводным сухопутным батальоном под командою подполковника Данзаса и двумя легкими орудиями быстро двинулся за реку, занял позицию и начал делать засеку; генерал-майор Коцебу подкрепил эту часть сводным морским батальоном. Горцы, увидя свою ошибку, стали спускаться с горы, чтоб напасть на промежуток, образовавшийся в стороне моря, при движении генерал-майора Кашутина с правым прикрытием на гору за авангардом. Туда послан владетель Абхазии и командующий Тенгинским полком подполковник Вылазков со 2-м батальоном своего полка и двумя легкими орудиями. Князь Михаил занял отдельную лесистую высоту, замыкающую прибрежную равнину, остановив тем неприятеля и с сей стороны. Когда собрался весь отряд то по общему сигналу войска двинулись за реку; авангард и правое прикрытие сделались арьергардом. Генерал-майор Коцебу почти без потери отступил с горцы присоединился к отряду, когда уже сей последний был на правом берегу, при этом у нас ранен 19-й артиллерийской бригады поручик Озанчевский пулею в ногу, но, пренебрегая легкою раной, офицер сей остался до конца дела. Таким образом, горцы были дважды и вполне обмануты. Видя, что весь отряд переходит за реку, они стремглав бросились с горы дальним обходом опять на правый берег. Изнуренные усталостью они бежали поодиночке и завязали перестрелку с батальонами генерал-майора Ольшевского, но здесь они нашли уже засеку, из-за которой наши моряки и пехотинцы приняли их градом пуль и картечи. В одном месте, где еще не была кончена засека и куда горцы пытались прорваться, лейб-гвардии Литовского полка капитан Корнилович с двумя ротами Тенгинского полка отважно встретил их, отбил и принудил удалиться. Когда весь отряд собрался на правом берегу, я поручил генерал-майору Коцебу окончить занятие долины с тремя батальонами - 1-м и 3-м Тенгинского и 1-м Навагинского полков, двумя легкими орудиями, двумя горными единорогами. Горцы опять собрались на том же месте, где были до высадки. Генерал-майор Коцебу двинулся туда через густые, едва проходимые кусты и кущи леса и остановился не ближе, как на картечный выстрел от горы. Неприятель, несмотря на удобство местности и на свою многочисленность, не осмелился ничего предпринять, но продолжал только перестрелку. Посланный туда же морской батальон занял угол между двумя фасами и прогнал оттуда неприятеля. Это движение исполнили капитан 2 ранга Метлин, капитан-лейтенанты Хомутов, Рыкачев и Швенднер с распорядительностью и храбростью. В это время из морского батальона контужен, лейтенант Бефани и весьма тяжело ранен в локоть Тенгинского пехотного полка штабс-капитан Гриневич, известный всему отряду своею храбростью. Таким образом кончилось занятие долины Псезуапе. Перестрелка не умолкала, когда исправлявший должность обер-квартирмейстера отряда Генерального штаба капитан Стишинский начал устраивать засеку на всей окружности лагеря. Я могу приписать только особенному усердию и деятельности сего отличного офицера, что, несмотря на сильную перестрелку, к вечеру весь лагерь был окружен засекою, и войска спокойно вступили за оную. Его распоряжения с особенною ревностью исполнял прикомандированный к Генеральному штабу Навагинского пехотного полка подпоручик Сальстет. Во весь этот день,- кроме названного выше одного контуженного и двух раненых офицеров, убит один рядовой, ранено нижних чинов: сухопутного ведомства - 7, морского - 5, контужено - 3. Несмотря на сборище горцев, они нигде не могли нас встретить в значительных силах . |