Обратно в Адлер

Путеводитель по Черноморскому побережью и горной Кубани

Дорога от Адлера до Красной поляны

Посмотрим ущелье реки Псахо
В Красную поляну

Водопад Девичьи слезы

Теснина Ах-Цу и река Мзымта
Дорога на Красную Поляну

 

Обратно в Адлер

Дорога на Красную поляну - сама по себе достойна внимания , настолько насыщена эта поездка и причудами ландшафта , и знакомствами с историей этих мест , и выбросами адреналина . В настоящее время старая дорога активно реконструируется - уже построен новый мост через Чвижепсе , срезавший значительную петлю старой дороги , , на камнеопасных участках дороги поcтроено 8 защитных ребристых галлерей - , а ведь еще год-два назад машины ездили тут с защитной сеткой над крышей ( спасало это , правда только от маленьких камней ) , а иногда падали и большие ... Еще совсем недавно , вдоль узкой и крутой дороги можно было видеть многочисленные кресты , венки , цветы и фотографии в черных рамках . Регулярно дорожные службы их убирают , дабы не пугать приезжих . Cейчас заканчивается строительство Краснополянского тоннеля длиной почти 2,5 км , который сделает дорогу более простой и безопасной . Но , с каждым новым мостом и тоннелем , куда-то уходит частичка неповторимого шарма Краснополянского шоссе ... ( В Августe 2005 г открыт-таки новый тоннель , , спрямивший самый красивый скальный участок старой дороги - от Адлера до Красной Поляны теперь можно добраться всего за полчаса ! К , сожалению , старая дорога теперь закрыта для автомобилей и , чтобы полюбоваться каньоном Ах-Цу , придется прогуляться немного пешком ...) Итак , едем на Красную поляну ! От Адлера дорога сперва идёт невысоко над долиной реки Мзымты , одной из самых крупных на Черноморском побережье . Мимо проносятся прячущиеся в зелени садов домики жителей поселка Молдовка , основанного переселенцами из Молдавии после окончания Кавказской войны. Остался позади старый мост через быструю , мощную и своенравнаую Мзымту – она будет соровождать нас всю дорогу на Красную Поляну . Кстати , если будем повнимательнее , то по дороге сможем заметить несколько малозаметных съездов с шоссе к самому руслу , - вдоль реки множество удобных полянок для отдыха ,, совершенно незаметных с дороги , - здесь можно искупаться в бодрящей и чистейшей Мзымте ... Незаметно-незаметно дорога идет на подъем : буйную причерноморскую субтропическую растительность постепенно сменяют леса другой климатической зоны - бук , дуб , клен , граб , ольха . Скоро развилка - новая дорога идет правее и ниже в 400-метровый тоннель , старая дорога похуже , подлиннее, но более живописная , идет левее и вверх . Предпочитаем старую верхнюю дорогу . Закладывая большую петлю , шоссе идет через село Казачий Брод , напоминающее своим названием далекие времена , когда после Кавказской войны заново заселялись эти места и казаки переправлялись тут через Мзымту . Вот внизу , в долине Мзымты показались голубые прямоугольники водоемов форелевого хозяйства . Еще несколько минут , и мы у крутой петли дороги - "тещиного языка" - останавливаемся на видовой площадке , с которой открывается потрясающий вид на долину реки Мзымты . Мы стоим на скале Ахштырской теснины , внизу - 120-ти метровый обрыв и бушующая река , мощь и красота Мзымты завораживает . Рядом начинается тропинка вниз , ко входу в знаменитую Ахштырскую пещеру - она почти прямо под нами . Центральный ход этой пещеры , протяженностью 500 м, имеет несколько боковых ответвлений. В пещере найдены кремневые орудия труда и быта неандертальцев... Немного ниже Ахштырской теснины по течению Мзымты , около форелевого хозяйства , можем перейти по висячему мостику на левый берег реки , и прогуляться по каньону реки Дзыхры до высокого , 25 - метрового водопада с озерцом под ним - здесь отличное место для купания . Полюбовавшись Ахштырским и Дзыхринским каньонами , едем дальше . Можем вернуться назад , к развилке старой и новой дорог и ехать по новому шоссе ,через тоннель. Однако , старая дорога гораздо более живописна и богата достопримечательностями . Итак , двигаясь по старой дороге , проезжаем поселок , Галицино ( Каменка ) . Перед Галицино от основного шоссе влево уходит проселочная дорожка к каньонам реки Псахо .

после которого , старая и новая дороги вновь сходятся . Следующее село на нашем пути - Монастырь , в его окрестностях сохранились руины средневековой крепости , относящейся к Х — ХII векам , и развалины более современного ( 1902г ) монастыря, совсем рядом и водопад и пещера Ах-Цу ,посмотрим ?

От села Красная Скала с недавних пор дорога сделана реверсивной - здесь начинается наиболее узкий , опасный но и самый красивый , скальный участок дороги . Берега реки постепенно сходятся все ближе и вырастают все выше , сжимая в тиски реку и нашу дорогу .Мы в четырехкилометровом ущелье Ах-Цу , одновременно очень живописном и столь же мрачном . Впечатление потрясающее : все здесь наполнено шумом быстрой воды , а солнечные лучи где-то далеко наверху - ведь высота теснины Ах-Цу почти километр ! Дорога извивается по самому краю карниза , вырубленного в скалах . А вот и знаменитая глыба "Пронеси Господи", нависшая над дорогой . Обратим внимание на опоры линии электропередач - издалека кажется , что они здесь , как будто подвешены в воздухе - для них просто не нашлось места на узком карнизе дороги , - строителям пришлось поставить их на своеобразные " полочки ". Самое удивительное , что вся дорога на Красную Поляну построена всего за 2 года и практически вручную . Открыта для движения она была на самом рубеже 19-20 веков . Два лома, оставленные в скале над дорогой , - своеобразный памятник строителям . Впечатляет тоннель , проходящий сквозь массив скалы , длиной почти 100 метров., Если присмотреться к сводам внутри тоннеля , понимаем , что они ничем не укреплены , все это просто вырублено из цельного куска скалы вручную ... При въезде в тоннель небольшая ниша - при открытии дороги более 100 лет назад здесь была установлена икона , у которой молились путники перед проездом АхЦу . Если будем внимательны , возможно заметим явно рукотворный карниз в обход скалы перед в въездом в тоннель , прямо над пропастью . Видимо , строители дороги , пытались сначала обойти скалу , прежде чем рубить тоннель . При выезде из тоннеля совсем небольшая площадка , где можно остановиться , выйти из машины и полюбоваться ущельем . Скалы так близко обступили Мзымту , что она , там внизу , просто выходит из себя , стиснутая стенами каньона . В январе 1968 г именно здесь , от протвоположного берега ущелья откололась огоромная глыба , перегородила русло реки и образовала целое озеро всего за несколько часов . Но мощь реки такова , что скала была разбита водой на огромные куски , которые мы сейчас можем видеть внизу , в русле , и озеро ушло ... А дорога идет дальше , скалы расступаются - впереди у нас село Кепша . Реверсивный участок на этом заканчивается , а чуть дальше , cлева от дороги - поселок Чвижепсе . У поворота на Чвижепсе - скульптура медведя с табличкой в лапах " Медвежий угол " , приглашающего в одноименную гостиницу . Здесь , на левом берегу речки Чвижепсе , - знаменитые нарзанные источники и водолечебница . Через 5-6 километров Краснополянского шоссе слева от нас небольшой , но печально знаменитый водопад - Девичьи слезы . Сейчас это место паломничества поклонников актера и режиссера А.Ростоцкого , погибшего здесь во время съемок .Вода одноименного ручья падает здесь вниз с 30-метровой скалы , разбивается о камни и устремляется к реке Мзымте . Дорога вьется среди густого леса и через четверть часа мы въезжаем в Красную Поляну .

В Красную поляну

Обратно в Адлер

Дорога от Адлера до Красной поляны
Рельеф от Адлера до Красной поляны
 

 

Сайт создан в системе uCoz